Тут будет про Болота вообще и традиции, с ними связанные.
Многое из того,что мы напишем тут - мы узнали от дяди Степы, Степан Степаныча, у которого мы уже пятый год (хотя в этом году - пропустим конечно) - арендуем хату, когда ездим именно на Ольманские Топи.
И от "теть Маш" - двух вдов-тезок из тоог же села, с которыми дядя Степа - "в интересных отношениях"
Зов Болота (реальные НЕэротические - хотя... - кому как :) - истории)
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12022-06-19 18:19:24
Поделиться22022-06-19 19:25:03
Попав именно в "глухое" Украинское Полесье - мы, Маргоша, Мирабелла, Алекса - неожиданно для себя оказались в очень комфортной среде именно как Q-WAM"mers.
Начать с того, что Степан Степанович еще во время общения в Инетике - сразу заинтересовал нас тем, что "только все деньги - вперед, в смысле сразу по приезду, - потому как утоните в наших Топях - и что мне потом - делать??!"
При том, что о цели нашего визита - мы, естественно, не сообщали...
Чтобы было понятно, как полещуки относятся к Болотам. (Дальше не в хронологической последовательности)
Эта история, произошла с другим дядей Степой - отцом нашего дяди Степы, за неск. лет до рождения "нашего" дяди Степы, где-то в конце 1950-х, когда еще на Болотах каждый сезон собирали ягоды, травы, съедобный мох, кору особенную.
Ну вот - занимается ныне уже много лет как покойный, а тогда практически еще подросток - дядя Степа-отец - чем-то во дворе.
- Появляются с опушки лесочка две девчонки примерно его возраста, грязные с ног до головы и с четырьмя корзинками. А он видел, как их рано утром уходило через опушку - ЧЕТЫРЕ с четырьмя корзинками.
- Дядь Степан (им. ввиду отец отца нашего дяди Степы) - хоть мы и такие грязнющие, можно у вас передохнуть полчаса??
- Да не вопрос, девчата, заходите, садитесь! А что две остальные - остались? ("утонули?" - в смысле)
- Тада, дядь Степан, сегодня день прям лыхо якой неудачный, такой крайняк у нас на селе - был наверное еще когда Усатый (Сталин) был жив!
- Маричка как в скрытое окно попала - мы не заметили даже. Обернулись, что ее не слышно как за нами идет - а там в шагах скольки-то (мы не помним, какая-то небольшая цифра) - окно уже раскрытое и только пузырьки и идут и только лукошко у края плавает...
- Ну мы подобрались конечно, руку по плечо, не, все уже, окно видать колодезное (т.е. - глубокое очень, сильно глубже, чем Болото вокруг). Лукошко забрали конечно - не пропадать же ягодам.
- А Вторая Маричка, старшая??
- Ой, там хуже было! Она опасное место не почувствовала, провалилась.
- Это вы ее пытались, що таки брудни?
- Не, дядь Степан, она ж сразу поняла, что все, останется. Сразу стала кричать - "Не лезьте, девки!". Вот лукошко выбросила - все рассыпалось, правда.
- Вы ж ее знаете, он ж видчайдуха. Когда по плечи стало - крикнула - "Ну быстрее уже!", - и крутится (ввинчиваться в трясину, чтобы ускорить погружение - обычно это делается круговыми движениями талией-бедрами и "топтанием" одной-другой ногой поочередно вверх одной - вниз другой). И как только ушла, сразу выдохнула, чтоб не мучится...
- ...Да, я всегда говорил. что во Второй Маричке - парубок пропал. Жаль девку...
- Та шоб мало Б-женьке не показалось сегодня - потом еще и Леська провалилась!! Ну, я швыденько прикинула, гдет один на 3-4 - есть, что вытяну. Ну вот попробовала - получилось, як бачытэ. Только мы теперь грязные от пяток до макушек...
- Мда, девки, денек сегодня выдался - "хороший". Такого и впрямь с весны 1952 года не было, когда все четверо таких как вы - потонули, сдуру одна другую вытаскивая, пока все четверо и ушли... Да вы малые сильно тогда были - не помните. Дядько Петро как раз с тех пор сильно пить стал - они ж все четыре - его дочки были, хоть его бывшая дружина, стерва и курва, их с собой и забрала еще до войны...
- В общем, идите в комнату, раздевайтесь, отдавайте это жене - она отстирает, высушит. Перед этим - во дворе вас окатит, в сухое завернетесь, самогончика-слезинки-первачка по стакану выпьете с огурчиком, отдохните часок. Четыре самокрутки я вам дам - девкам, ясен пень, махорку нельзя, но под таком "счастью"-то" - "привалившему", - Г-сп-ди прости! - можно...
...В это время - сотрудница областной прокуратуры из отдела убийств, приехавшая в село по случаю дела с поножовщиной в соседнем селе с двумя трупаками и находящаяся по какой-то надобности во дворе дяди Степы - с грохотом, бьясь головой об чурку - падает в обморок.
...Женщину из отдела убийств прокуратуры - шокировал до потери сознания и последующей истерики после прихода в чувство - вовсе не факт, что две несовершеннолетние - утонули. А то, каким будничным тоном все об этом "беседуют". Включая и тех, на глазах которых все это произошло...
...- Ну а чё? Вплоть по самый-самый конец 1950-х - в каждом селе на Ольманских Топях - ни одного года не обходилось без того, чтобы хоть одна-две "дивкы та жинкы" - не потонули на Болотах...
В общем - что примерно 10% женщин не доживали до 35 (когда женщины традиционно переставали ходить по ягоды) - именно по причине "Бульк!" - это было "испокон веку". Как и 100, и 200, и 300 лет назад...
А значит - дело-то - житейское...
Поделиться32022-08-07 23:39:43
Очень кинематографично, на таком сюжете можно делать хоррор про суровых полещуков, где девчата (желательно в народных костюмах) утопают со спокойной улыбкой на лице, а женщина из прокуратуры обязательно в какой-то момент оказывается в болоте в полной форме со всеми звездочками, а дальше или "Бульк!", или чудесное спасение и новый круг хтонического ужаса
Поделиться42022-08-08 16:39:32
Nick
Ну да, только это должен быть ретрохоррор (типа русского "Пищеблок") или вообще - исторический хоррор.
Потому что эти традиции - начали постепенно умирать еще аж при Александре II, потом в 1920-е - за них взялась "совецкая" власть и самый-самый последний случай именно вот группового преднамеренного самоутопления - был в 1960-е.
Ну точнее - может где-то что-то такое и случалось и позже, но вот чтобы это было известно в этом районе где то село, и в прилегающих районах - это было в 1963 году.
Целая секретная комиссия потом приезжала из четырех академий (тут, наверное, дядя Степа немножко ошибается, потому что на такое из Киева могло тогда приехать только из трех академий по максе).
Был правда еще одни случай уже в 2003-м - но там во-первых девушки были "неместные" (одна из них - финдиректор областного "регионального газотрейдера" была), с местными традициями и поверьями, это было, походу, никак не связанно, - и конечно они были не в "национальных костюмах"
Ну а вообще реально вплоть по 1920-е годы - существовала традиция имеющая силу конкретного строгого закона, что в определенных ситуация - овдовевшая женщина или выгнанная мужем за измену - действительно должна была "Булькнуться". В нацинальном костюме, кстати...
Вот это вот все начало умирать как раз после того, как там в одном селе на Ивана Купала при царе Александре II - перетопились все, выражаясь современным язычком "женщины, девушки и девочки фертильного и пубертатного возраста", больше двух десятков человек, если не 30 или даже больше (никто не помнит точно).
Тоже приезжали разные начальники, даже какой-то крутой сановник из МВД из Петербурга. Граф или князь.
И вот тогда власти по-тихому начали двигать, чтобы традиции - поменялись немножко...
А сейчас конечно "национальные костюмы" есть только у тех, кто 50 и старше (да и то очень не у всех) - и у тех немногих нашего возраста и младше, кто фольклором, этникой и всяким таким увлекается. Да и то у них это скорее уже сексуализованная стилизация. Классно, красиво, посмотрев на такую девочку - мокренькой становишься , но даже если ты нифига не знаешь в Историю - все равно ты моментально поймешь, что в XIX веке - такого секси-костюмчика с фартуком из современной дорогой специально-обработанной кожи - у крестьянки - быть тупо не могло
Даже если это жена, сноха или дочь очень-очень богатого куркуля
Да и то это уже несерьезно. Мы были пару раз там на такой этнофолквечеринке - ну и короче, когда мы перескочили через высокий костер - эти этнофолкдевочки смотрели на нас такими глазами, как будто мы крутые девушки-каскадерки какие-то
У них там максимум у кого кто поздний ребенок (там почему-то многие - поздно рожают, даже когда очень рано начала и очень активно ведя половую жизнь, и в принципе не предохраняясь) - некоторые мамы - подростками еще прыгали - и все.
...А когда-то - еще 65-70 лет назад, вот если ты не скачешь с 11-ти лет через костры регулярно (причем и сильно повыше того, через который мы прыгнули, мы бы через такой при всей своей физичке и тренированности - прыгнуть бы не смогли - в нем бы и оказались) - да еще и в куда менее удобной и легкой для этого, чем лосинчики и топик - одежде - то ты считалась совсем полный по абсолютке отстой и мальчиками, и самими девочками, и даже взрослыми включая собственных родителей...
Отредактировано Diana_aka_Gabri-Mari (2022-08-08 16:40:49)
Поделиться52022-08-08 21:08:23
Ну да, только это должен быть ретрохоррор (типа русского "Пищеблок") или вообще - исторический хоррор.
Согласен Под эпоху XIX века общий антураж должен быть колоритный и аутентичный [*главное не сделать клюкву "типа под славян", замешанную на откровенной копипасте "Сонной Лощины" - как это ИМХО было сделано в трилогии "Гоголь" - Прим. авт.]
Ну а вообще реально вплоть по 1920-е годы - существовала традиция имеющая силу конкретного строгого закона, что в определенных ситуация - овдовевшая женщина или выгнанная мужем за измену - действительно должна была "Булькнуться". В нацинальном костюме, кстати...
А вот это вообще жесть. Почти как в Индии (но там вдовы самосжигались), и там эту традицию колониальные власти тоже постарались искоренить. Я в первую очередь подумал про героинь вроде шевченковской Катерины, которую поматросили и бросили [*вы знаете, какая цитата должна здесь быть - Прим. авт. ], но чтобы вдов топить - это впервые слышу
А с другой стороны - вполне верю, потому что Полесье это очень хтонический и архаичный край, где до сих пор по лесам бродят мавки [*Мавка Леси Украинки это очень олитературенный романтический персонаж гораздо "мягче и светлее" своего фольклорного прототипа - Прим. авт.], а за ними ходит Чугайстер, убивает их и ест Он, кстати, к людям дружествен и может выйти к путникам на свет костра, чтобы на огне поджарить добычу - но представляете себе, как это должно выглядеть? Вот где настоящая, дремучая, хтоническая жесть, и это по-своему офигенно
Поделиться62022-08-08 23:27:12
А вот это вообще жесть. Почти как в Индии (но там вдовы самосжигались), и там эту традицию колониальные власти тоже постарались искоренить. Я в первую очередь подумал про героинь вроде шевченковской Катерины, которую поматросили и бросили [*вы знаете, какая цитата должна здесь быть - Прим. авт. ], но чтобы вдов топить - это впервые слышу
А с другой стороны - вполне верю, потому что Полесье это очень хтонический и архаичный край, где до сих пор по лесам бродят мавки [*Мавка Леси Украинки это очень олитературенный романтический персонаж гораздо "мягче и светлее" своего фольклорного прототипа - Прим. авт.], а за ними ходит Чугайстер, убивает их и ест Он, кстати, к людям дружествен и может выйти к путникам на свет костра, чтобы на огне поджарить добычу - но представляете себе, как это должно выглядеть? Вот где настоящая, дремучая, хтоническая жесть, и это по-своему офигенно
Не, Nick, тут есть пара моментиков.
Во-первых - она не была именно вот обязана топится и тем более - никто не заставлял ее силой, угрозами и всяким таким.
Но если она этого не делала - она становилась изгоем хуже как типа "в селе живет реально прокаженный (в смысле буквально - лепрой) в то время когда средств от проказы и ее профилактики еще не было".
При этом - ее, такую отказницу, никто не обижал именно физически, но только потому, что ею настолько "брезговали", что даже ударить ее или плюнуть в нее - было западло. Женщины плевали, причем демонстративно, но только вслед.
И что самое страшное, если на тот момент у нее были несовершеннолетние дети (в тогдашнем смысле слова, тогда совершеннолетие по крестьянским понятиям, гораздо раньше наступало, чем сейчас) - то такое же отношение настигало и ее детей...
И если сыновья достигнув совершеннолетия, могли при определенных обстоятельствах от этого клейма с большим трудом и при хорошей удаче - но со временем могли таки реально избавится - то дочерей - оно бы преследовало всю жизнь, что они бы ни делай и какими они не будь...
В общем, никто такую не бил, ничего у нее не отбирал, ничего у нее не пiдпалював, ничем ей ворота не мазали (точнее - именно вот это - бывало, но очень редко), ничем ей физически не угрожали, но социальное давления на нее и ее детей было такое, что лучше было одеть тот "святкове вбрання поліщуків", сплести и одеть тот веночек, снять с себя нательный крест (это было обязательно) - и так, чтобы все село видело - демонстративно спокойно-неспеша пойти на Болото, и...
В такой ситуации - мало кто решался жить дальше. Были такие конечно - но мало кто.
Огромное большинство выбирали следовать многовековому обычаю, который, говорят, был "споконвічним" уже еще "в подлитвинские времена" (когда власть Великого Княжества Литовского - распространялась аж до самого Черного моря в некоторые десятилетия и происходили литовско-османские морские сражения на Черном море ).
Ну и там еще два моментика.
Во-первых, так обязана была поступить не всякая вдова.
А только такая, которой уже и повторно замуж по местным понятиям - уже "не положено" (т.е. - 40 и старше), но при этом и не такая старая, чтобы считаться "бабцей". И если даже она попадала в эту категорию, но у нее уже были внуки, или ее соглашался забрать к себе и она была согласна - один из братьев ее умершего мужа (если такие были) - то она от этой обязанности - считалась свободной.
Во-вторых - в этом регионе Полесья - очень крепкие семьи исторически.
Потому что "споконвічно" там был большой процент "самокруток" и "самостриглих" (если девушка и парень вступали в брак без благословения, а тем более вопреки воле родителей хотя бы одной из сторон - они обязаны были перед венчанием - она - обязательно сама заплести себе свадебную косу - а он - обязательно сам постричься).
И девушек в этом краю даже при заключении договорных браков - крайне редко выдавали замуж насильно.
Т.е. часто бывало, что родители могли решить - "Хоть ты его и любишь, но замуж за него - не пойдешь!", но вот так, чтобы дочь аж орала-рыдала - "Этот мне аж противен, лучше на хлебе и воде сидеть и со свынямы в холодном хлеву спать зимой!!" - а родители ее все равно бы выдали за такого, который ей так противен - такое бывало очень-очень редко.
Поэтому большой процент тех женщин, которым традиция предписывала после смерти мужа - утопится в Болоте - делали это с достаточно легким сердцем.
Ну типа - "Мы прожили 20-25 лет душа в душу, ну раз уж так получилось, что мужа Б-г забрал - то и мне пора..."
+ еще учти, что фон же какой был:
- постоянно кто-то из односельчанок тонул на клюкве, Зов Болота, участие с 11-12 лет в "прощаниях" и "прощальных Иванках"...* Ну и вообще более легкое отношение к Смерти во времена, когда если у сельской повитухи при родах или в первые две недели после родов - умирает "только" каждая пятая роженица - это считалась Афигеть какая классная и крутая повитуха и слава о ней разносилась очень далеко...
...А молодая мама - на второй день после родов - пошла, как и все так делают в сезон, собирать клюкву на Болота - да в тот же день и утонула там. И все восприняли это как грустное конечно - но... - Ну а ачЁтакоВА?? Обычное дело, так постоянно иногда случается "споконвіку"...
* - "прощания" - это что-то типо девичника лучших подружек той, кто завтра перед рассветом топится будет у костра на берегу выбранного для этого Болота.
- "прощальные Иванки" - это такой привязанный к ночи перед утоплением праздник типа Ивана Купала. Только не тот Ивана Купала, который мы знаем, а похожий на тот, который был еще лет 500 назад, по факту лютая языческая оргия, когда вообще абсолютно все абсолютно со всеми, за исключением мужчины с мужчинами. При том, что в остальное время - мораль очень строгая и ее реально строго придерживаются.
При этом все девочки еще совсем маленькими, за несколько лет до того как получили право ходить на эти "Иванки", они знали, что если во время "Иванки" - случится гроза или буря с ливнем - то это Знак Свыше, и все девочки, девушки, женщины, которые участвуют - должны вслед за той, прощание с которой праздновали таким образом - прямо туда же в от же самое Болото - "Бульк!"...
Но при этом если девочку как только она достигала половой зрелости - начинил приглашать на Иванки, а тем более - на все Иванки, да еще даже и в соседние села - это было мегастатусно, за такими дівчинами, когда они доходили до возраста, когда уже можно было к ним свататься - стояла очередь до краю села (и в соседних селах тоже ), девушки этом страшно гордились, попасть на побольше "прощань" и особенно "Иванок" - изо всех сил стремились и вот это - если попадешь на "Иванке" на бурю с ливнем и будешь, как только появится утренний туманчик над Болотом - должна тоже... - воспринималось легко (типо - Выигрыш этого риска - стоит! "А девушку - звали Бинго!" ) - и наверное сознание этого риска быстро довольно многим становилось даже по кайфу...
(Вот так с тем селом из-за которого князь из Петербурга приезжал - и случилось. Там эту вдову все очень любили, + она не обязана была это делать - у нее и внуки были уже и брат мужа предлагал ей жить у него в семье - но она мужа очень любила. - Собралось на эту Иванку все маленькое село, включая всех женщин старше 10-11 и до возраста в котором сохраняешь минимальную сексуальную привлекательность - и как разразилась в полночь совершенно адова буря с таким ливнем, что аж потоп...
В общем - из поколения в поколение пересказывают, что когда явился первый начальник разбираться в этом деле через день или два (еще не тот, который из Петербурга - а еще из уезда или губернии) - и увидел эти штук тридцать с лишним плавающих в том Болоте - веночков - он даже немного "умом повредился" от потрясения (не фатально сильно, но повредился). ...И это ему еще не сказал никто, что четыре из этих веночков - принадлежали всем четырем дочерям этой самой вдовы... А один - дочери священника... (Православие - там тоже своеобразное) Иначе бы дяде-начальнику - стало бы совсем плохо...)
Отредактировано Diana_aka_Gabri-Mari (2022-08-08 23:42:13)
Поделиться72022-08-11 12:38:27
Удивительно и жутко. Настоящий фолк-хоррор, достойный отдельного рассказа или повести (причем не только для тематической аудитории, но и для беллетристики для цивилов). И экранизации, разумеется